Мужской костюм продолжает эволюционировать, и это нормально. Наблюдать и исследовать данное явление можно, в частности, на международной выставке Pitti Uomo, которая открывается дважды в год под ярким тосканским солнцем.
Cарториальная мастерская во Флоренции. Крошечная комнатка с окнами-витринами – они выходят на улицу и не скрывают происходящего внутри. Небольшой раскройный стол, тяжелая швейная машина многолетней выдержки, многокилограммовый утюг, винтажные зеркала, старый музыкальный проигрыватель и едва заметная примерочная, отгороженная шторкой. Мастеру на вид не больше сорока, и он рассказывает, что шьет мужские костюмы согласно традициям, которые не меняются вот уже две сотни лет, – не использует булавки для скалывания и паровой утюг, а о клеевых материалах даже говорить запрещено. Кажется, что время здесь остановилось.
Между тем, в другой стране, в Бельгии, юный выпускник Антверпенской королевской академии изящных искусств, кореец Ву-Джик Джо показывает коллекцию, которая заинтересовала бы и флорентийского мастера, и разряженных в пух и прах посетителей Pitti Uomo. Отвечая на вопрос: «А что, если бы мистер Бин шил мужские костюмы?», Джо предлагает массу остроумных высказываний на заданную тему, включая рубашки-мутанты с большим количеством воротников, оккупировавших полочку, пиджаки, на ходу превращающиеся в рулон ткани, который манекенщик несет под мышкой, и сдвоенные туфли, напоминающие сиамских близнецов. И все это – не просто студенческий выпад, а коллекция, исполненная на самом высоком уровне (выпускник сотрудничал с фабрикой мужской одежды), – как способ показать, что классический костюм все чаще служит развлечением, чем необходимостью.
Деформализация
Парни в пестрых костюмах-тройках и галстуках-бабочках, которые прогуливаются внутри Фортецца-да-Бассо, где проходит Pitti Uomo, уже воспринимаются как анахронизм и вызывают усмешку. Стоит ли соблюдать условный дресс-код, если термометр показывает выше 30 по Цельсию?.. Но если заглянуть в сами павильоны, то можно понять, что без существующих канонов современная мужская одежда, выпущенная под лейблом «сделано в Италии», не имела бы такого высочайшего качества, таких точных пропорций и такого смелого чувства материала. Также здесь можно увидеть развитие нескольких трендов, которые медленно, но верно видоизменяют классику мужской моды. Во-первых, это интеграция спортивной эстетики в формальный костюм: использование эластичных материалов плюс накладные карманы, кулиски, даже капюшоны. Во-вторых, максимальное облегчение пиджака – применение ультратонких или мягких, рыхлых тканей, упразднение прокладочных слоев, нередко частичное или полное отсутствие подкладки. В-третьих, романтическая волна, инспирированная винтажем: один из актуальных силуэтов выглядит как интерпретация стиля 1940-х с очень широкими лацканами, расширенной линией плеча и сильным заужением в области талии. В целом костюм приобретает все более мужественные черты в сравнении со слим-силуэтами 2000-х: сказываются популярность спорта и мода на атлетическое телосложение.
Еще одна тенденция – встреча Европы с Азией и видимые результаты этого союза. Европейский подход к созданию костюма чаще традиционалистский, в то время как азиатский взгляд направлен под другим углом, он приветствует фантазию, деконструкцию и использование технологичных материалов, произведенных в тех же Японии или Китае. Европейцы и представители дальневосточных регионов все чаще «дружат домами», и не только в формате продавец – покупатель. На Pitti Uomo появляется все больше марок, созданных на международной основе.
Акклиматизация
Но вернемся непосредственно к итальянцам. Представители классического костюма стремятся жить сегодняшним днем: они «акклиматизировались» в онлайн-пространстве, ведут странички в Instagram и Pinterest, снимают вдохновляющие видео, а значит, в полной мере понимают, чего хотят их клиенты. Классика Pitti Uomo занимает главный павильон выставки, выберешь наугад – попадешь на марку, уважающую сарториальные традиции.
Например, модный Дом Angelo Nardelli был основан в 1951 году и начинал как производитель пальто. В его современных коллекциях – итальянский крой с укороченной линией плеча и малообъемным окатом рукава, показывающий, как виртуозно можно превратить жесткую конструкцию пиджака в нечто подвижное и почти эластичное. Римская мастерская Battistoni, открывшаяся в непростые для Европы 1940-е, не только производит готовые костюмы, но и шьет на заказ по технологиям bespoke и made-to-measure, включая рубашки с вышитыми вручную монограммами – вот он, пример золотого стандарта изготовления и стиля. Роскошь комплектов Gabriele Pasini, произведенных совместно с компанией Lardini, гипнотизирует не только из-за качества и удивительной цветовой гаммы. Главное в них, как говорила героиня известного фильма, комбинаторность: кто еще, как не итальянцы, может надеть под пиджак двубортный жилет, а под жилет – рубашку-поло? Еще Gabriele Pasini крайне удачно синтезирует стилистику мужественных 1940-х и делает ее интересной для азиатского рынка.
Интеграция
Молодые люди, желающие выглядеть «посолиднее», скорее всего, обратятся не к классическим сарториальным компаниям, а к casual-брендам, таким как Transit, основанный в 2001 году итальянским семейством. Здесь авторы берут за основу линии и элементы классического пиджака, такие как английский воротник или карман-листочку в верхней части, и исполняют изделие из рыхлых, мягких и кэшированных материалов без подкладки, по сути, превращая пиджак в кардиган. Итальянский лейбл John Sheep, стартовавший в 2008 году на базе производственной компании, уверенно работает с разными материалами и предлагает пиджаки, выполненные из джерси. Классическая форма идет рука об рука с комфортом, а эластичные материалы позволяют возвести знаменитое ультраоблегание в абсолют. Марка Yoon показывает, как итальянские традиции интегрируются в современный молодежный дизайн и как синтетическим спортивным костюмам и безразмерным футболкам, которыми увлечено новое поколение, можно противопоставить пиджаки из кожи и твида, ничуть не менее удобные. Но вот вопрос: придут ли молодые люди, которые воспитываются на спортивных силуэтах Гоши Рубчинского, к желанию, а главное – к необходимости носить костюм во всех его современных интерпретациях? Или, подрастая, выберут иной путь развития мужской одежды? Видимо, ответ на этот вопрос следует искать на новых выставках Pitti Uomo.
Bespoke – способ индивидуального изготовления мужского костюма по ручной технологии. Мастер выбирает материал верха, подкладку и фурнитуру в соответствии с запросами клиента. С клиента снимаются подробные мерки для построения индивидуальных лекал. Для формирования пиджака используются натуральные прокладочные материалы, которые простегиваются вручную. Как правило, изготовление костюма по технологии bespoke требует двух примерок для идеальной посадки на фигуре и занимает около 50 часов работы.
Made-to-measure – упрощенный способ индивидуального пошива костюма. С клиента снимаются мерки, но для раскроя используются базовые лекала, в которые вносятся корректировки в соответствии с измерениями. Некоторые операции ручной работы упраздняются. Пошив костюма занимает около 30 часов.
Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion
Источник: profashion.ru